Особенности
использования технологии
образовательного
путешествия во внеурочной деятельности
и дополнительном
образовании младших школьников
1. Технология
образовательного путешествия может использоваться для организации внеурочной
деятельности младших школьников по всем направлениям:
спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному,
общеинтеллектуальному и общекультурному.
Пример 1.
Педагог, реализующий спортивно-оздоровительное
направление внеурочной деятельности, может предложить для младших школьников в
рамках кружка «Здоровейка» «Путешествие в страну Айболита».
Пример 2 (фотография).
Проектируя программу клуба «Моя малая Родина»
(духовно-нравственное направление), педагог включил в нее образовательное
путешествие «Один день из жизни моих прадедушки и прабабушки».
2. Длительность образовательного путешествия в рамках внеурочной деятельности может быть представлена в
разных вариантах: от единичного занятия (мероприятия), до программы целого
кружка, секции.
Пример 1.
При организации
театрального кружка «Маска» (общекультурное направление) педагог может
организовать занятие с элементами технологии образовательного путешествия «История
одного костюма».
Пример 2 (фотография).
Форма организации
кружка для учащихся 1-х классов «АБВГДейка» (общеинтеллектуальное
направление) представляло собой целостное образовательное путешествие в страну
грамотеев.
3. Для участия в образовательном путешествии можно привлечь
не только педагогов, которые непосредственно организуют внеурочную
деятельность, но и классных руководителей, учителей-предметников, педагогов
дополнительного образования, библиотекарей, специалистов, родителей и пр.
Пример (фотография).
При организации
образовательного путешествия для первоклассников по теме «Листая школьные
страницы...» в рамках кружка «Моя малая Родина» (духовно-нравственное
направление) активными помощниками первоклассников в работе по сбору и
обработке информации стали учащиеся старших классов, проявившие живой интерес к
данной форме организации обучения.
4. Учитывая тот
факт, что одним
из основных принципов организации внеурочной деятельности является
самостоятельный выбор ребенком образовательных предложений, количество индивидуальных маршрутов в рамках
одного образовательного путешествия может быть достаточно большим.
Если в условиях урочной деятельности временной режим не
позволяет педагогу в полной мере организовать индивидуальные маршруты учащихся
в рамках образовательного путешествия, то в рамках внеурочной деятельности
такая возможность имеется. Поэтому учащимся необходимо предоставить максимальную
возможность реализовать свои индивидуальные способности, возможности,
познавательные интересы в процессе образовательного путешествия.
5. Организация
технологии образовательного путешествия возможна и при участии в нем учащихся
разного возраста. В этой ситуации в одном кружке, клубе, секции или
мероприятии могут участвовать младшие школьники с 1-го по 4-й класс. Такая
особенность организации внеурочной деятельности способствует сплочению детского
коллектива начальной школы.
6. Организация внеурочной
деятельности предполагает как очную, так и дистанционную форму. Технология
образовательного путешествия может быть использована в том и в другом варианте.
При условии очного участия все этапы технологии осуществляются совместно с
педагогом-организатором, задания последовательно обсуждаются с учащимися. В
условиях дистанционной формы об этапах технологии, примерных видах деятельности
в рамках маршрутного листа и времени прохождения по маршруту сообщается
учащимся заранее.
Пример.
С 2011-2012 учебного
года АНО «Центр инновационных ресурсов»
организует Всероссийскую
сетевую образовательную игру-путешествие «Улей» для учащихся 1-11-х классов
(подробная информация на сайте www.irc43.ru).
Целями
Игры-путешествия
являются:
- активизация внеурочной
деятельности учащихся в соответствии с концепцией Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования нового поколения (далее –
Стандарта);
- формирование
универсальных учебных действий школьников (личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных);
- предоставление
возможности учащимся соревноваться со своими сверстниками в масштабах,
выходящих за рамки региона, не выезжая из него (дистанционно);
- создание сетевой образовательной
коллекции материалов по итогам Игры-путешествия.
Игра-путешествие является Всероссийской, т.к. в ней могут
принимать участие школьники всех образовательных учреждений Российской
Федерации, независимо от места проживания.
Игра-путешествие является сетевой, т.к. сам процесс
участия в Игре предполагает взаимодействие команд.
Игра-путешествие является образовательной, т.к. в ее процессе
участники постигают окружающий мир не только посредством получения новой
информации о том или ином объекте, но и через свое отношение к увиденному,
услышанному, происходящему. Тем самым происходит развитие ребенка, формирование
его социального опыта.
Игра проводится в форме путешествия, т.к. желание
двигаться, узнавать что-то новое, необычное и интересное присуще каждому
ребенку и подростку и, вероятно, большинству взрослых.
Путешествие организуется с элементами игры,
т.к.
именно играя, ребенок постигает основы жизни, учится способам
самовыражения, приобретает опыт совместного творчества.
Игра-путешествие
носит символическое название «Улей», т.к. ориентирована
на совместную (командную) творческую, продуктивную деятельность ее участников
разного возраста с распределением ролей между ними.
По замыслу авторов
в игре принимают участие команды учащихся от 5 до 10 человек (в том числе
разновозрастные) под руководством 1 взрослого (учителя, тьютора или
родителя).
Игра-путешествие включает в себя стартовый
сбор «Медосбор» команд
участников, 3 тематических этапа (ульи), 2 привала
и итоговый сбор команд «Пасека».
Идея игры-путешествия
и проблемный вопрос формулируются
на каждый учебный год.
Идея игры 2011-2012 уч.г. – «Такие
разные – МЫ», проблемный вопрос – «Что мы знаем друг о друге?»
Стартовый сбор «Медосбор» представляет собой презентационную площадку, целью которой
является представление команд участников (название команды, портрет, девиз,
пожелание другим командам) в разных формах (стихотворение, песня, рисунок,
фотография, видеоролик и т.д.) с обязательным использованием атрибута игры – пчелы. В презентации
участники должны отразить выбранные ими роли, необходимые для результативной
работы команды (журналист, фотокорреспондент, художник и др.).
Тематические этапы (ульи) представляют собой маршрутные станции Игры-путешествия,
ориентированные на особенности той территории, которую представляет команда
участников. Для каждого учебного года Игры заявляются новые названия этапов, но
их количество не превышает 3-х.
Названия этапов в 2011–2012 уч.г.
соответствовало общей идее игры:
1. «Там, на неведомых дорожках...» (мир
сказки);
2. «Ярмарка талантов» (народные
промыслы);
3. «Знаете ли Вы?» (необычный
и удивительный объект вашей местности).
Каждая номинация имеет свою балльную
ценность.
Каждый этап представлен в 3-х разных
номинациях: фотогалерея;
экскурсия-презентация; статья для Интернет-альманаха.
Команды участников, следуя маршрутному
листу, должны пройти все 3 этапа, участвуя на каждом из них в одной или
нескольких номинациях (по желанию команды), набирая определенную сумму баллов.
В рамках маршрута каждая команда имеет
возможность остановиться на привалах,
на которых организуются командные тематические конкурсы. Участие в конкурсах не
обязательно, однако активная деятельность участников может принести командам
дополнительные баллы. Первый привал в 2011-2012 уч.г. был посвящен Новогодним и
Рождественским праздникам, второй – Дню Св. Валентина.
Итоговый сбор «Пасека» – это площадка подведения итогов Игры-путешествия. На ней
командам участников в форме «Свободный микрофон» предоставляется
возможность поделиться своими успехами и неудачами, предложить и обсудить новые
идеи для игры на следующий учебный год.
Команды победителей на Поляне
лидеров представляют
свои истории успеха. Победители Игры (в целом и отдельных номинациях) открывают
Галерею
победителей, разместив в ней
свои самые успешные работы.
К Игре-путешествию прилагается маршрутный лист с описанием времени
прохождения каждого этапа, название самого этапа, а также примерных ожидаемых
результатов на этапе. Для составления ресурсной
карты прилагаются методические рекомендации на сайте Игры.
Игра-путешествие предполагает также
активное участие взрослых (родителей, учителей, тьюторов).
Для родителей участие в Игре-путешествии – это повод сблизиться с
детьми, объединиться с ними вокруг общих проблем и интересов. Для учителей – это знакомство с новой актуальной технологией в
условиях нового Стандарта, направленной на формирование прежде всего
метапредметных и личностных результатов школьников. Для классных
руководителей – возможность в новой нетрадиционной форме организовать
внеурочную деятельность учащихся в соответствии с концепцией Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования нового
поколения. Для тьюторов – это способ сопровождения учащихся в
условиях их индивидуальной образовательной траектории.
Более подробную информацию об
Игре-путешествии «Улей» и условиях участия в ней, а также информацию о других
образовательных проектах АНО «Центр инновационных ресурсов» (Всероссийская
дистанционная мультиолимпиада «Муравейник», Всероссийские дистанционные
конкурсы «Цифровой континент», «Цифровая планета», «Цифровая галактика» и пр.)
можно найти на сайте
www.irc43.ru
В условиях
реализации федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования система дополнительного образования детей
все больше интегрируется с системой общего образования в целях достижения
новых результатов образования. Таким образом, обновление содержания, форм,
технологий и методов обучения младших школьников характерно и для учреждений
дополнительного образования детей.
Следует отметить,
что технологии открытого образования более характерны именно для системы
дополнительного образования детей, поскольку методическая составляющая
технологий открытого образования созвучна принципам дополнительного
образования: самостоятельный осознанный выбор детьми, реализация
познавательного их интереса, индивидуальный образовательный маршрут детей,
гибкость в определении темпа и содержания обучения и пр.
Для эффективной организации технологии образовательного
путешествия в условиях дополнительного образования полезно воспользоваться
следующими рекомендациями.
Несмотря на тот
факт, что ФГОС НОО не является нормативным документом для УДОД, при организации
работы младших школьников в технологии образовательного путешествия
целесообразно ориентироваться на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования с целью создания единого образовательного
пространства учащихся.
В условиях дополнительного
образования детей темы образовательных путешествий могут быть представлены
более разнообразно в связи с широким спектром направленностей дополнительных
образовательных программ
(научно-техническая, спортивно-техническая, художественная, физкультурно-спортивная,
туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая,
социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная), что,
несомненно, будет способствовать максимальному удовлетворению образовательных
потребностей младших школьников.
В заключение отметим, что при организации работы младших
школьников в технологии образовательного путешествия важно сорганизовать
ресурсы (организационные,
информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые
и др.) учреждений общего, дополнительного образования, а также других
учреждений и организаций.
|