Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Календарь праздник
Плеер
Главная » Статьи » Мои статьи

технологии образовательного путешествия

Особенности использования технологии

образовательного путешествия во внеурочной деятельности

и дополнительном образовании младших школьников

1. Технология образовательного путешествия может использоваться для организации внеурочной деятельности младших школьников по всем направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному.

Пример 1.

Педагог, реализующий спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности, может предложить для младших школьников в рамках кружка «Здоровейка» «Путешествие в страну Айболита».

Пример 2 (фотография).

Проектируя программу клуба «Моя малая Родина» (духовно-нравственное направление), педагог включил в нее образовательное путешествие «Один день из жизни моих прадедушки и прабабушки».

2. Длительность образовательного путешествия в рамках внеурочной деятельности может быть представлена в разных вариантах: от единичного занятия (мероприятия), до программы целого кружка, секции.

Пример 1.

При организации театрального кружка «Маска» (общекультурное направление) педагог может организовать занятие с элементами технологии образовательного путешествия «История одного костюма».

Пример 2 (фотография).

Форма организации кружка для учащихся 1-х классов «АБВГДейка» (общеинтеллектуальное направление) представляло собой целостное образовательное путешествие в страну грамотеев.

3. Для участия в образовательном путешествии можно привлечь не только педагогов, которые непосредственно организуют внеурочную деятельность, но и классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, библиотекарей, специалистов, родителей и пр.

Пример (фотография).

При организации образовательного путешествия для первоклассников по теме «Листая школьные страницы...» в рамках кружка «Моя малая Родина» (духовно-нравственное направление) активными помощниками первоклассников в работе по сбору и обработке информации стали учащиеся старших классов, проявившие живой интерес к данной форме организации обучения.

4. Учитывая тот факт, что одним из основных принципов организации внеурочной деятельности является самостоятельный выбор ребенком образовательных предложений, количество индивидуальных маршрутов в рамках одного образовательного путешествия может быть достаточно большим.

Если в условиях урочной деятельности временной режим не позволяет педагогу в полной мере организовать индивидуальные маршруты учащихся в рамках образовательного путешествия, то в рамках внеурочной деятельности такая возможность имеется. Поэтому учащимся необходимо предоставить максимальную возможность реализовать свои индивидуальные способности, возможности, познавательные интересы в процессе образовательного путешествия.

5. Организация технологии образовательного путешествия возможна и при участии в нем учащихся разного возраста. В этой ситуации в одном кружке, клубе, секции или мероприятии могут участвовать младшие школьники с 1-го по 4-й класс. Такая особенность организации внеурочной деятельности способствует сплочению детского коллектива начальной школы.

6. Организация внеурочной деятельности предполагает как очную, так и дистанционную форму. Технология образовательного путешествия может быть использована в том и в другом варианте. При условии очного участия все этапы технологии осуществляются совместно с педагогом-организатором, задания последовательно обсуждаются с учащимися. В условиях дистанционной формы об этапах технологии, примерных видах деятельности в рамках маршрутного листа и времени прохождения по маршруту сообщается учащимся заранее.

Пример.

С 2011-2012 учебного года АНО «Центр инновационных ресурсов» организует Всероссийскую сетевую образовательную игру-путешествие «Улей» для учащихся 1-11-х классов (подробная информация на сайте www.irc43.ru).

Целями Игры-путешествия являются:

- активизация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с концепцией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения (далее – Стандарта);

- формирование универсальных учебных действий школьников (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных);

- предоставление возможности учащимся соревноваться со своими сверстниками в масштабах, выходящих за рамки региона, не выезжая из него (дистанционно);

- создание сетевой образовательной коллекции материалов по итогам Игры-путешествия.

Игра-путешествие является Всероссийской, т.к. в ней могут принимать участие школьники всех образовательных учреждений Российской Федерации, независимо от места проживания.

Игра-путешествие является сетевой, т.к. сам процесс участия в Игре предполагает взаимодействие команд.

Игра-путешествие является образовательной, т.к. в ее процессе участники постигают окружающий мир не только посредством получения новой информации о том или ином объекте, но и через свое отношение к увиденному, услышанному, происходящему. Тем самым происходит развитие ребенка, формирование его социального опыта.

Игра проводится в форме путешествия, т.к. желание двигаться, узнавать что-то новое, необычное и интересное присуще каждому ребенку и подростку и, вероятно, большинству взрослых.

Путешествие организуется с элементами игры, т.к. именно играя, ребенок постигает основы жизни, учится способам самовыражения, приобретает опыт совместного творчества.

Игра-путешествие носит символическое название «Улей», т.к. ориентирована на совместную (командную) творческую, продуктивную деятельность ее участников разного возраста с распределением ролей между ними.

По замыслу авторов в игре принимают участие команды учащихся от 5 до 10 человек (в том числе разновозрастные) под руководством 1 взрослого (учителя, тьютора или родителя).

Игра-путешествие включает в себя стартовый сбор «Медосбор» команд участников, 3 тематических этапа (ульи), 2 привала и итоговый сбор команд «Пасека».

Идея игры-путешествия и проблемный вопрос формулируются на каждый учебный год.

Идея игры 2011-2012 уч.г. – «Такие разные – МЫ», проблемный вопрос – «Что мы знаем друг о друге?»

Стартовый сбор «Медосбор» представляет собой презентационную площадку, целью которой является представление команд участников (название команды, портрет, девиз, пожелание другим командам) в разных формах (стихотворение, песня, рисунок, фотография, видеоролик и т.д.) с обязательным использованием атрибута игры – пчелы. В презентации участники должны отразить выбранные ими роли, необходимые для результативной работы команды (журналист, фотокорреспондент, художник и др.).

Тематические этапы (ульи) представляют собой маршрутные станции Игры-путешествия, ориентированные на особенности той территории, которую представляет команда участников. Для каждого учебного года Игры заявляются новые названия этапов, но их количество не превышает 3-х.

Названия этапов в 2011–2012 уч.г. соответствовало общей идее игры:

1. «Там, на неведомых дорожках...» (мир сказки);

2. «Ярмарка талантов» (народные промыслы);

3. «Знаете ли Вы?» (необычный и удивительный объект вашей местности).

Каждая номинация имеет свою балльную ценность.

Каждый этап представлен в 3-х разных номинациях: фотогалерея; экскурсия-презентация; статья для Интернет-альманаха.

Команды участников, следуя маршрутному листу, должны пройти все 3 этапа, участвуя на каждом из них в одной или нескольких номинациях (по желанию команды), набирая определенную сумму баллов.

В рамках маршрута каждая команда имеет возможность остановиться на привалах, на которых организуются командные тематические конкурсы. Участие в конкурсах не обязательно, однако активная деятельность участников может принести командам дополнительные баллы. Первый привал в 2011-2012 уч.г. был посвящен Новогодним и Рождественским праздникам, второй – Дню Св. Валентина.

Итоговый сбор «Пасека»это площадка подведения итогов Игры-путешествия. На ней командам участников в форме «Свободный микрофон» предоставляется возможность поделиться своими успехами и неудачами, предложить и обсудить новые идеи для игры на следующий учебный год.

Команды победителей на Поляне лидеров представляют свои истории успеха. Победители Игры (в целом и отдельных номинациях) открывают Галерею победителей, разместив в ней свои самые успешные работы.

К Игре-путешествию прилагается маршрутный лист с описанием времени прохождения каждого этапа, название самого этапа, а также примерных ожидаемых результатов на этапе. Для составления ресурсной карты прилагаются методические рекомендации на сайте Игры.

Игра-путешествие предполагает также активное участие взрослых (родителей, учителей, тьюторов).

Для родителей участие в Игре-путешествии – это повод сблизиться с детьми, объединиться с ними вокруг общих проблем и интересов. Для учителейэто знакомство с новой актуальной технологией в условиях нового Стандарта, направленной на формирование прежде всего метапредметных и личностных результатов школьников. Для классных руководителейвозможность в новой нетрадиционной форме организовать внеурочную деятельность учащихся в соответствии с концепцией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения. Для тьюторов – это способ сопровождения учащихся в условиях их индивидуальной образовательной траектории.

Более подробную информацию об Игре-путешествии «Улей» и условиях участия в ней, а также информацию о других образовательных проектах АНО «Центр инновационных ресурсов» (Всероссийская дистанционная мультиолимпиада «Муравейник», Всероссийские дистанционные конкурсы «Цифровой континент», «Цифровая планета», «Цифровая галактика» и пр.) можно найти на сайте www.irc43.ru

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования система дополнительного образования детей все больше интегрируется с системой общего образования в целях достижения новых результатов образования. Таким образом, обновление содержания, форм, технологий и методов обучения младших школьников характерно и для учреждений дополнительного образования детей.

Следует отметить, что технологии открытого образования более характерны именно для системы дополнительного образования детей, поскольку методическая составляющая технологий открытого образования созвучна принципам дополнительного образования: самостоятельный осознанный выбор детьми, реализация познавательного их интереса, индивидуальный образовательный маршрут детей, гибкость в определении темпа и содержания обучения и пр.

Для эффективной организации технологии образовательного путешествия в условиях дополнительного образования полезно воспользоваться следующими рекомендациями.

Несмотря на тот факт, что ФГОС НОО не является нормативным документом для УДОД, при организации работы младших школьников в технологии образовательного путешествия целесообразно ориентироваться на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с целью создания единого образовательного пространства учащихся.

В условиях дополнительного образования детей темы образовательных путешествий могут быть представлены более разнообразно в связи с широким спектром направленностей дополнительных образовательных программ (научно-техническая, спортивно-техническая, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная), что, несомненно, будет способствовать максимальному удовлетворению образовательных потребностей младших школьников.

В заключение отметим, что при организации работы младших школьников в технологии образовательного путешествия важно сорганизовать ресурсы (организационные, информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.) учреждений общего, дополнительного образования, а также других учреждений и организаций.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Цветик (03.03.2013)
Просмотров: 2648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
НОВОСТИ
27 апреля 2013 года подведены итоги областного конкурса "Разноцветный мир". Награждены ДИПЛОМАМИ участники в номинации "ЖИВОПИСЬ"(возр.кат.7-10 лет) Золотарёва Виктория,Целищева Мария,Кораблин Алексей; (возр.кат. 11-13лет) Никишина Алина;(возр.кат.14-15 лет) Долгих Екатерина-победитель II степени; номинация ГРАФИКА(возр.кат.11-13лет) Баженова Вероника-победитель II степени
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • 27 апреля 2013 года подведены итоги областного конкурса "Разноцветный мир". Награждены ДИПЛОМАМИ участники в номинации "ЖИВОПИСЬ"(возр.кат.7-10 лет) Золотарёва Виктория,Целищева Мария,Кораблин Алексей; (возр.кат. 11-13лет) Никишина Алина;(возр.кат.14-15 лет) Долгих Екатерина-победитель II степени; номинация ГРАФИКА(возр.кат.11-13лет) Баженова Вероника-победитель II степени
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    27 апреля 2013 года подведены итоги областного конкурса "Разноцветный мир". Награждены ДИПЛОМАМИ участники в номинации "ЖИВОПИСЬ"(возр.кат.7-10 лет) Золотарёва Виктория,Целищева Мария,Кораблин Алексей; (возр.кат. 11-13лет) Никишина Алина;(возр.кат.14-15 лет) Долгих Екатерина-победитель II степени; номинация ГРАФИКА(возр.кат.11-13лет) Баженова Вероника-победитель II степени